«Никому просто так не дается свобода:
Из неё нет выхода и в неё нет входа»
Из неё нет выхода и в неё нет входа»
Ленинград (с)
Довольно избитая фраза попалась в этот раз в качестве эпиграфа, и мне самому до конца не понятно как она туда пробралась. Удивительное дело, пару дней назад перед сном у меня случилось маленькое озарение. Удивительное потому, что я не забыл его на утро и спустя несколько дней эта мысль не кажется мне бредом.
Мысль о свободе. Нет, не о Свободе со звездно-полосатым флагом и не об «абсолютной свободе» (её вообще не существует), а скорее об «ощущении свободы» (не важно ложное или нет). Связано это с тем, что я продолжительное время иногда сознательно иногда, видимо, бессознательно пытался понять: «А что собственно отличает Нас от Них». Под Нами я буду иметь в виду себя, хотя думаю, что выводы, к которым я пришел, имеют более общий характер. Под Ними я буду иметь в виду своих канадских сверстников, людей с которыми я так или иначе общаюсь.
Началось всё, как мне кажется, с обиды. Обиды на статусы в фейсбуке, отношение к жизни и работе проскакивающее в разговорах - на чужую интересную жизнь, если можно так сказать. Естественной защитной реакцией было постулировать, что жизнь-то на самом деле у них такая же, а всё остальное просто показуха и там самая «дежурная улыбка». От этого веет всегда модным нигилизмом и если оформить данную мысль в литературную форму, то ее наверняка можно было бы опубликовать. Однако, у меня и правда был не плохой преподаватель по философии и уж часть про критерии научного познания мы усвоили крепко, первая моя теория не выдержала проверки и ей пришла не смену другая - об «ощущении свободы».
Вот почему Они могут записывать на фото-курсы, заниматься со студентами, ездить отдыхать, писать в студ. газету, избираться в студ.союзы – всё это в «рабочее время» ; почему у них в лабах есть фонды на покупку компов для студентов, почему можно отменять встречу или забирать оборудование без предупреждения? И почему всего этого не могу я, а они считают нормальным. «Рабочий момент, завтра будет еще день!» Я пришел к мысли, что они ощущают себя свободными, а я нет. Я боюсь взять и уехать на неделю, потому что следом шеф недвусмысленно намекнет на финансирование, Они – нет. Ну намекнет, и чего? Я боюсь, быть студентом в 25 и жить в этой порядком надоевшее квартире. Они – нет. Исследования это интересно, да и куда торопиться, умереть?
Можно было бы подумать, что это всё следствия моего «зависимого» положения, но корни как мне кажется лежат глубже. Мы не ощущаем себя свободным, сначала боимся хулиганов, потом попасть в армию, потом полиции, потом произвола чиновников, потом еще чего-то. А еще мы никому не верим, и часто этим гордимся. Не верим, что до нашей пенсии власть еще пару раз не сменится и не кинет всех, конечно же не верим полиции, властям, СМИ. И всегда стараемся просчитать наихудший вариант. Конечно на все это есть причины и такие привычки порой помогают. Вот только они и не дают расслабиться, ощутить себя «свободным». Вернее для того, что бы чувствовать себя «свободным» нам нужно чувствовать что-то гарантирующее эту свободу. Деньги, власть, силу.
Уже здесь, в Монреале, я познакомился с одним человеком из Казахстана, он несколько лет привыкал к мысли, что в руках можно что-то носить. Потому что инстинкты и шрамы твердили, что если руки заняты – не успеешь блокировать удар ножом. Это примитивный «физический» уровень, я понятия не имею, как блокировать удары ножом, но я сильно напрягаюсь если баланс моего счета уходит ниже определённой суммы. Я не купил подвес по акции, хотя шанс на то, что у меня не было бы финансовых проблем достаточно не плохой. Сегодня я не пошел кататься после работы, а сидел дома и работал над статьей. А почему я вообще над ней работаю? Почему мой канадский коллега просто сказал шефу: «Я считаю, что написание второй статьи по одной и той же теме не целесообразно» и не стал писать. Да, конечно, если бы я такое сказал шефу то получил бы шее плюс угрозы финансового характера и всё равно пришлось бы писать, т.е. я поступил «разумно». Вот только свободным я себя не ощущаю. И кстати шеф мой тоже не ощущает себя свободным, он крепко зависит от публикаций, грантов и т.п. Все зависят, скажите вы, но вот мне кажется что профессор С. Франкёр вполне ощущает себя свободным человеком, а профессор Лакруа не так давно покинула департамент "в никуда". И тоже не переживает.
Народная мудрость гласит, что свободен тот, кто гол как сокол. Однако очевидно есть некий устойчивый уровень "свободы", без крайностей. Вопрос в том, как на него попасть.
1 коммент.:
Чтобы попасть на устойчивый уровень свободы нужно перестать думать, что это цель твоей жизни. Это полный бред, звучит тухловато, но временами ободряюще.
А еще можно поискать свободу в чем-нибудь другом. Я хз. Например какая-нибудь тварь завязла в паутине частью тела и думает, фигня-война, остальные то хоботки на свободе! Это правда какая-то паралимпийская свобода.
Может быть всё таки посмотреть с другой стороны на критерии свободы и подумать не путаешь ли тёплое с мягким. Это правда тоже херня, но позволит отсрочить :)
Отправить комментарий