Insight


-Что он хотел сказать этими своими 9.5 секундами?
 – Да что хрен ты так пробежишь!
О чем говорят мужчины (с)

In religion insight is seen as the divine impartation of knowledge,
or wisdom, for various beneficial results.
Wikipedia (c)

На самом деле нам, жителям Старого Света сильно повезло с историей. У нас просто было время на создание своих Парфенонов и Кижей, на Леонардо и Макиавелли и т.д. И проживая где-нить возле Лувра или проходя каждый раз мимо, например, Спаса-на-Крови – глаз замыливается. Мы снисходительно смотрим на американцев, которые знают всех своих президентов и даты гражданской войны. Или на канадцев бережно хранящих хоть какие-то частички истории, как говорит мой французский коллега: «Да у меня камни в булыжной мостовой на улице в Renn старше этого города!». А с другой стороны, нам бы так хранить и уважать свою историю – благо есть что. Вот и в этот свой приезд я изначально планировал утолить и духовный голод, тягу к прекрасному так сказать, ибо скажем честно – автоматизированный гардероб в Музее Изящных Искусств Монреаля, пожалуй один из самых запоминающихся экспонатов. Впрочем, к теме гардеробов мы еще вернемся. 


Говорят, будто неприятные дела надо делать быстро и решительно – как отрывать пластырь. Поэтому начнем с театра, театра Станиславского. Имел неудовольствие смотреть «Мастер и Маргарита» - скажем коротко, полная хрень. Впрочем, меня всегда удивляло, почему никто из режиссеров (и учителей) не видит в этом произведении того, что когда-то давно увидел я. Хотя это уже оффтоп. Так вот, посетив этот «перфоманс», впервые заинтересовался вопросом: как можно вернуть деньги за спектакль? Ну и окончательно уверился в том, что не люблю современного искусства, на котором ребята из «Квартета И» уже оттянулись, да и будет об этом. А вот другая мысль пришла мне в голову прямо сейчас: театральный режиссер и обычный зритель никогда не смогут договориться. Режиссеру или актеру не пробиться, если он не привнесет ничего нового, «свое виденье». Даже если он действительно талантлив, то как и любому профи ему не интересно ставить из года в год, одного и того же «Гамлета». И вот выходит у такого профи Гамлет – красный командир, еврей, нетрадиционной сексуальной ориентации. Обывателю же, который раз в 10 лет выбирается с женой в театр, смотреть ЭТО совершенно не хочется.
Вот мне например хочется посмотреть классического Ричарда III или Макбета или того же Гамлета, сюжет-то я знаю и жду как раз этих знаменитых фраз. Но нет, не найти ничего подобного на Московской Сцене.  

С изобразительным искусством дела обстоят лучше, но вот опыт по части гардероба могли бы и перенять. Как я уже многим говорил, я простоял час на улице в очереди в Третьяковскую Галерею. Простоял исключительно из-за четырех квелых бабок в гардеробе, бабка не может протиснуться между курток и вешает их только в один ряд – логично, что номерки быстро кончаются и бабка ждет пока кто-нибудь из посетителей выйдет и заберет пальто. При этом бабки в голос возмущаются пришедшими в выходной день посетителями, в их мечтах наверное картинные залы вообще пусты. В залах, надо отметить, все по-прежнему, что не удивительно и ожидаемо. Затем собственно и шел: увидеть трех богатырей, Мишек в сосновом бору и т.п. – все равно что открыть какую-нить «хрестоматию» за 5ый класс – ностальгия. Однако и тут не без не приятных сюрпризов – «Завтрак аристократа» куда-то задвинули.

Однако гораздо большее впечатление на меня произвела выставка Левитана в ЦДХ на Крымском валу. На ней у меня случилось несколько озарений так или иначе связанных с фотографией, поэтому, господа фотографы, настоятельно рекомендую. Сводите жен и подруг и себя как высококультурного человека зарекомендуете и может быть с вами тоже «инсайт» случится, благо работает выставка до Марта 2011. За более подробной информацией сюда.


Я же не буду приводить историческую справку и т.п. скажу лишь, что Левитан признанный мастер света. Пожалуй именно у него я впервые увидел объемный свет – можно сказать его направление, фактуру – как на фото. Он рисовал те эффекты, которые мы пытаемся подловить нашими «поляриками», блендами, отражателями. Вообще, я конечно не очень слежу, но мне кажется фотография плохо повлияла на живопись. Кто-нибудь может назвать известного современного классического художника (что бы желтые и синие треугольники рисовал)? И мы много говорим о том, что фотография отражает действительность и самый интересный сюжет для фотографии это всегда люди, и всем «хватит объектива с фокусным расстоянием 50 мм». Наиболее признанные фотографии это почти всегда портреты, все с ума сошли на портретах. И как же я был рад обнаружить, что Левитан не писал портретов, он рисовал природу и не беспокоился о достоверности. Когда ему захотелось, он пририсовал еще один рукав реки, получив абсолютно не реальную картину «Над вечным покоем». И в этом художнику тоже можно позавидовать, сколько раз я говорил себе «Эх, если бы вот эта линия шла чуть-чуть иначе/ не был бы этой уродливой будки или наоборот была бы». Художник же может распоряжаться реальностью как захочет. Если бы я выбирал кого-либо своим «фото»-кумиром, выбрал бы Левитана.

Озарение 2: Русская зима – обычно вспоминаются ели, солнце, мороз, тройка с бубенцами. А на самом деле? На самом деле черные ветки деревьев, сухая трава в поле торчащая из под снега, низкое темное небо – такую зиму я видел гораздо чаще, пусть и календарной весной.

Озарение 3: На выставке так же представлены фотографии самого Левитана, который дружил с Чеховым. Одна мне очень понравилась, с фотографической точки зрения – ничего интересного, просто портрет «для семейного пользования». Левитан сидит на ступеньках у деревенского дома в «дачной» одежде, каких-то кожаных штиблетах на босу ногу. И краска на крыльце во много слоев, как во всех деревенских домах где я бывал и штиблеты такие-же где-то валяются. И понимаешь, что вот эти «великие» в очёчках, что смотрят на тебя в кабинете литературы, так же отдыхали на даче, валяли дурака и т.п. Или вот вскоре после посещения выставки мне попались фотографии наших и не только физиков, молодые Нильс Бор, Ландау, Таунс. Они пришли на какие-то семинары или лекции, рассказывали друг другу какие-то шутки или идеи, подкалывали друг друга и какой-то фотограф попросил их повернуться, они еще улыбаются каким-то своим шуткам, кто-то не успел отряхнуть рукав. Щелк! Вот они, живые олицетворения формул и законов. Почему же никогда не вставят такую фотографию в учебник? В лучшем случае их можно увидеть в личных музеях, пожелтевшие карточки. И всегда кажется, что эпоха «великих» прошла, кому ты сдался со своими волокнами, курсами, шефом, ну откроешь ты там какой-нить поправочный коэффициент пятого порядка малости – это еще если очень повезет.

1 коммент.:

Unknown комментирует...

Вот кстати да, хорошая идея печатать в учебных пособиях не "викифицированные", а живые фотки тех, о ком там пишут, ну или хотя бы в дополнение к первым. Конечно понятно, что даже из иллюстрации питекантропов в учебнике биологии после максимум второго поколения школьников получится отличная панк-группа с гитарами и ирокезами,но зато в память попадёт именно эта фотка, а не сухая стерильная, на которой что Ландау, что Фейнман, на одно лицо :)

PS/Спасибо за наводку:)

Отправить комментарий